«Музыка в затерянных храмах»
На сайте Арзамас я познакомился со спецпроектом «Музыка в затерянных храмах». Он включает в себя пять видеофрагментов музыкальных произведений, исполненных в заброшенных храмах Тверской области, и текстовый рассказ об этих храмах. Первое выступление музыкантов состоялось в церкви Богоявления Господня, расположенной в селе Еськи Бежецкого района. Еськи – это одно из самых старых поселений Бежецкого района. Люди селились здесь ещё с времён неолита. К середине девятнадцатого века это было самое большое село Бежецкого уезда. Строительство церкви относится к концу восемнадцатого века. Несмотря на запущенность храма, местами сохранились фрески. Особенно впечатляет огромная роспись на западной стене – «Изгнание торгующих из храма». Под сводами церкви было исполнено музыкальное произведение «И я уйду». Музыкант и исполнитель Александр Маноцков.
Чтобы добраться до Церкви Владимирской иконы Божией Матери в Горницах Кувшиновского района придётся пройти несколько километров по лесу пешком. Но между тем в глуши за ветвями огромных деревьев стоит здание благородной архитектуры постройки конца XVIII века. В то время, когда храм строился Горницы не считались глушью. Это было богатое имение поручика Беклемишева. Церковь напоминает храм Христа Спасителя на Воробьёвых горах. Композиция двух храмов построена схожим образом. В нижних помещениях находятся катакомбы, которые использовались и как тёплая зимняя церковь, и как место для захоронения. Именно в катакомбах и прозвучало «колыбельная гор» Николая Сивчука, которую он исполнил на баяне под аккомпанемент виолончели. Мне очень понравилась музыка и то, как она была передана музыкантами.
По легенде, когда-то к берегу реки Осуги – туда, где сейчас стоит Смоленская церковь, - на плоту против течения приплыла икона святой Параскевы Пятницы. Отсюда и название: Пятницкий погост. Чудотворный образ исчез в пожаре 1805 года, который уничтожил и деревянный храм. На его месте в 1927 году была возведена каменная церковь, выполненная в стиле ампирной эстетики. В этой церкви Сергей Старостин исполнил две песни: «За нашей деревней» и «Таня Танюша» под аккомпанемент ранее неизвестного мне инструмента – альпийского рога.
Звучание этого инструмента очень своеобразно и в каких-то моментах не совсем музыкальное. Но величина рога впечатляет.
Ещё о двух затерянных во времени храмах и произведениях, прозвучавших в них, вы узнаете, если зайдёте на сайт Арзамас. В заключении хочу сказать, что в храмах музыкальные произведения звучат совсем по иному, нежели в концертных залах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий